Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877)
Эти стихи были посвящены свояченице Толстого Татьяне Кузминской и написаны по впечатлениям от ночного пения в яснополянском доме. Татьяна Кузминская уже после смерти Фета вспоминала: «Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал людей своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Мне всегда, с юных лет, казалось, что он человек рассудка, а не сердца... Он всегда помнил себя прежде всего. Практическое и духовное в нем было одинаково сильно». Стихи поздних лет отличаются особенной поэтичностью. Стихотворение- воспоминание, оно написано по впечатлению от прошлых свиданий. Воспоминания всегда избирательны, запоминается только самое яркое, самое важное, самое прекрасное, самое значительное. Стихотворение состоит из четырех четверостиший, оно необыкновенно музыкально, у каждой строфы своя звукопись. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней, Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. В первой строфе создается атмосфера свидания. Здесь поэт использует образ лунной ночи, превращая его в символ любовного свидания. Первая строка необычайно красива: «Сияла ночь. Луной был полон сад». Мгновенно возникает в воображении эта волшебная ночь и волшебный сад. Сравнение струн рояля с дрожью человеческих сердец передает волнение свидания. Вторая строфа наполнена слезами любви и страдания: Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. В первых двух строчках героиня воспринимается сквозь призму ощущений лирического героя, для которого она - сама любовь. Вторые две строки - чувства самого героя, готового раствориться в любви. Но как все в жизни непостоянно! Любовь не состоялась, остались воспоминания. 4 четверостишие можно разделить на две части: 1 - прошлое, 2 - настоящее. Между первой и второй частью стихотворения прошло много лет. И много лет прошло томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. «Томительная и скучная» жизнь здесь как контраст к тому упоительному вечеру, к тому любовному свиданию. Скучная жизнь и вечер любви - это противопоставление усиливает впечатление о свидании, где лирический герой чувствует, что она «одна - вся жизнь, и вся любовь». И голос певицы унес далеко-далеко все муки и страдания, и волшебные звуки исцелили сердечные жгучие муки: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И вновь жизнь «томительная и скучная» наполняется живительной силой любви, возвращающей героя к состоянию любви-страдания, но страдания, возрождающего душу.